VTEM Banners

Описание образовательной программы

                                      Приложение к ОПП ДО МБДОУ № 31 «Солнышко»

 

Дополнительный раздел  Программы

Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей.

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ  «Детский сад № 31 «Солнышко» (далее по тексту – Программа) – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Цели и задачи реализации Программы

Возможность реализовать себя в современном обществе – это быть готовым принимать самостоятельные и ответственные решения в изменчивом и постоянно меняющемся мире, быть способным влиять на свою жизненную ситуацию. В связи с этим задача развития личности является центральной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, примерной образовательной программе «От рождения до школы» (под ред. Вераксы) и нашей дошкольной образовательной организации.

ЦЕЛЬ:

создание условий развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды.

 

Цель реализуется через решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физического и психического здоровья и эмоционального благополучия.

2. Развитие инициативы, как целеполагания и волевого усилия, следование социальным нормам и правилам, развитие самостоятельности и ответственности.

3. Развитие познавательной инициативы:  познавательных действий, интересов, любознательности и предпосылок к учебной деятельности.

4. Развитие коммуникативной инициативы: речи как средства общения и культуры, взаимопонимания, поддержания слаженного взаимодействия.

5. Развитие творческой инициативы: креативного потенциала каждого ребёнка, как субъекта взаимоотношений с социумом, становление эстетического отношения к окружающему миру.

         Согласно ФГОС дошкольного образования Образовательная программа     решает задачи развития ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями.

 

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации

         Программа ориентирована на детей раннего и дошкольного возраста, (1,6 от до 7 лет).

Содержание Программы обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает  определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

 

Задачи образовательной деятельности и возможные достижения детей по образовательным областям.

 

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№  

Задачи

Возможные достижения

1.      

Приобщение детей к социо-культурным нормам и ценностям, традициям семьи, общества и государства.

Ребёнок следует социо-культурным нормам  поведения и правилам в разных видах деятельности.

2.

Развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со    взрослыми и сверстниками, формирование готовности  к  совместной  деятельности.

Ребёнок активно  взаимодействует  со    сверстниками и

взрослыми,  участвует  в  совместных  играх.

Обладает установкой  положительного  отношения  к    миру, к другим  людям  и  самому  себе.

3.

Развитие личностных качеств ребёнка (самостоятельности,       целенаправленности и саморегуляции собственных действий).

Ребёнок способен к  волевым  усилиям, к принятию собственного решения.

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах  деятельности (игре,    общении и т.д.),

Способен самостоятельно  выбирать себе род занятий.

4.

Развитие у воспитанников социального и эмоционального интеллекта,  эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания.

Способен    договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и   радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в  том  числе   чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

5.

Формирование у дошкольников позитивных установок к различным  видам  труда  и  творчества.

Ребёнок обладает положительной установкой к различным видам труда и творчества.

6.

Формирование   у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Ребёнок соблюдает   правила безопасного поведения и личной гигиены.

7.

Приобщение детей к социо-культурным традициям своей  малой Родины.

Ребёнок активный участник социо-культурных мероприятий  Камчатского края.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

№ п/п

Задачи

Возможные достижения

1

Формирование познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

2

Формирование познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Ребёнок склонен наблюдать и экспериментировать, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

3

Формирование первичных представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт.

4

Развитие воображения и творческой активности.

Обладает развитым воображением и творческим мышлением, которое реализует в различных видах деятельности.

5

Развитие интеллектуальных качеств, самостоятельности, инициативности и предпосылок к учебной деятельности.

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности, обладает интеллектом и предпосылками к учебной деятельности.

6

Формирование первоначальных представлений о малой Родине, о социо-культурных ценностях, особенностях природы Камчатского края.

Ребёнок имеет первоначальные представления о малой Родине, бережно относится к окружающей природе, проявляет положительное отношение к социо-культурным ценностям родного края.

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи

Возможные достижения

1

Овладение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

 

Ребенок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, способен к построению речевого высказывания в ситуации общения.

2

Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Ребенок знаком с произведениями детской литературы, понимает на слух тексты различных жанров.

3

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Имеет предпосылки грамотности, владеет звуко-буквенным анализом.

 

4

Развитие речевого творчества.

Ребенок способен к речевому творчеству, может подбирать рифмы, сочинять сказки и рассказы.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

№ п/п

Задачи

Возможные достижения

1

Формирование общей культуры личности детей

Овладевает основными культурными способами деятельности 

 

Развитие эстетических качеств и становление эстетического отношения к окружающему  миру

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру

3

Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка

Ребенок обладает развитым воображением, творческим потенциалом

4

Развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка в художественно-эстетических видах деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Проявляет  инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

5

Формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Ребенок  знаком с произведениями  искусства, способен к их восприятию и пониманию,  имеет  о собственное  отношение  к ним, 

Ребенок знаком  с произведениями детской литературы

6

Развитие предпосылок  ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)

Ребенок способен сопереживать персонажам художественных произведений 

Ребенок  знаком с произведениями  искусства, способен к их восприятию и пониманию,  имеет  о собственное  отношение  к ним 

7

Формирование  первоначальных  представлений о видах искусств Камчатского

Ребенок  знаком с видами искусств  Камчатского края

 

Образовательная область «Физическое развитие»

№  

Задачи

Возможные достижения

1

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными  нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Ребёнок овладевает элементарными нормами и правилами ЗОЖ, может соблюдать правила безопасного поведения

2

Развитие основных видов движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты и др.)  и укрепление опорно-двигательной системы организма, крупной и мелкой моторик

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; владеет основными движениями, контролирует их и управляет ими, правильно сформированный опорно-двигательный аппарат

3

Развитие физических качеств, таких как координация и гибкость; равновесия, координации движений, выносливости

Ребёнок способен к волевым усилиям; подвижен, вынослив

4

Формирование интересов и начальных представлений о некоторых видах спорта

Ребёнок овладел начальными представлениями о некоторыми видами спорта

5

Овладение подвижными играми с правилами

Участвует в совместных играх, способен договариваться , учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам

6

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Ребёнок физически развит и эмоционально благополучен

 

 

 

Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и  реализуется  в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности):

 

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

 

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 

 

 

Используемые  Примерные программы.

 

Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной основной образовательной программы и учебно-методического пособия  «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы), ориентированной на ребенка. Примерная образовательная программа   предлагает общие принципы и подходы     для конкретных действий педагога в группе. Программа определяет общие цели, конкретные задачи,  дает общую характеристику способов достижения целей развития ребенка дошкольного возраста, а также результатов такого развития, на которые сориентирована программа.  Программа позволяет педагогу чутко относиться к детям и реагировать на их когнитивные и эмоциональные потребности, уделяя особое внимание интересам детей, их мотивации и точке зрения.

Ребенок, воспитываясь в нашем детском саду, развивается, «открывая свое «Я» в сопровождении педагогов и родителей (законных представителей)

 

Планируемые результаты освоения Программы

В Программе представлены   требования  к результатам в соответствии со  Стандартом и с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы»

ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен быть способен:

·проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;

·осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

·ставить и решать проблемы;

·критически мыслить;

·принимать перемены и порождать их;

·обладать творческими способностями;

·заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;

 

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

·     ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

·     использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

·     владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

·     стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

·     проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

·     проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

·     у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте

·     ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

·     ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

·     ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

·     ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

·     у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

·     ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

·     ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

·     обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

·     ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива

 с семьями детей

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников строятся на доверительной основе на условиях  включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду и дома.

  Родители  вовлекаются в конкретные дела, занятия, проекты, развивающиеся в группах, которые посещают их дети.

 Вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям:

• эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам;

• физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться;

• непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т.к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки;

• наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь;

• в процессе вовлеченности в дело группы родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи и проекты, как учатся самооценке;

• родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления, для анализа ситуации и возможностей, они смогут наблюдать, как преуспевают в социальном развитии дети – находят друзей, учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга.

 

Что же полезного извлекают сами дети от присутствия членов семьи в группах?

• Они общаются с семьями других детей, которые представляют разнообразные культуры, что даёт возможность более глубокого понимания других культур;

• каждый ребенок получает возможность получить больше внимания от взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе;

• как правило, улучшается отношение и доверие к детскому саду со стороны детей, укрепляется чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей;

• расширяется круг взрослых, которые выступают для детей в качестве источника знаний и опыта;

• дети получают дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха.

 

Приоритетные вопросы воспитания, развития и обучения детей на разных возрастных этапах.

Приоритетные вопросы семейного воспитания детей 1—3 лет:

 Слагаемые здорового образа жизни ребенка в семье.

Безопасность жизни ребенка в семье без физических и психологических травм.

О воспитании опрятности без насилия.

Как поддержать ребенка в проявлении любопытства и самостоятельности в исследовании окружающего мира.

 Воспитание без чрезмерного контроля и ожидания большего, чем ребенок в состоянии сделать.

В обеспечении моторики «ключ» к развитию ребенка.

Как поддерживать способность ребенка удовлетворять свои потребности.

Игра и музыка — источники эмоционального контакта с ребенком.

Игры в песочнице.

Как понимать «язык» телесных проявлений ребенка.

Когда запугивание приводит к психической травме ребенка.

Про баланс в воспитании «Хочу» и «Надо».

О чем сообщает детское выражение «Я сам».

Поддержка малыша в способности быть автономным в своих действиях, чувствах и желаниях.

Роль практической деятельности в развитии детей и др.

Приоритетные вопросы семейного воспитания

детей дошкольного возраста (3-5 лет):

В чем проявляется индивидуальность ребенка.

О праве ребенка быть самим собой.

Как обогащать двигательный и речевой опыт ребенка в семье.

Почему в поведении ребенка появляются нерешительность и беспомощность.

Легко ли ребенку быть «хозяином» своих чувств.

Как выдерживать накал эмоций своего ребенка.

Почему приходят капризы и упрямство.

Педагогика родительского запрета.

Что делать, если ребенок жалуется на сверстников.

Как поддержать в ребенке чувство собственного достоинства.

Домашние игры, развивающие речь.

О пользе домашнего чтения.

Семейный этикет и самообслуживание.

Игры для развития любознательности, воображения и творчества.

Игры и игрушки для домашних праздников и будней.

Целительная сила смеха и юмора в семейном воспитании.

Природа в доме.

В чем смысл гендерного воспитания ребенка в семье.

Родительские заботы двуязычной семьи.

Приоритетные вопросы семейного воспитания

детей дошкольного возраста (5-7 лет):

Как воспитывать у ребенка навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Как помогать ребенку выражать “запретные” чувства.

Как поддерживать инициативу ребенка, в том числе, в установлении дружеских отношений со сверстниками своего и противоположного пола.

Если ребенок не умеет проигрывать.

Когда в семье растет маленький «спорщик».

Экологические игры с ребенком дома.

Дошкольник и семейный туризм: «за» и «против».

Прародители как трансляторы знаний об истории своего семейного рода,

Отечества и ценности мира и спокойствия.

Как эмоционально поддержать ребенка в роли будущего первоклассника.

Профилактика школьных страхов у ребенка.

 Стрессоустойчивость семьи — условие полноценной социализации детей в преддверии школьного обучения.

Домашняя подготовка к школе — игры «на ходу».

О пользе самодеятельных игр в социальном взрослении ребенка.

Что коллекционирует современная семья.

О воспитании у ребенка выборочного отношения к телепередачам.

Семейные маршруты в музей, театр, библиотеку и др.

 

 Характер  сотрудничества педагогов с семьями и включению родителей в процесс принятия решений, в том числе в области образовательного процесса.

 

Педагоги нашего детского сада  считают необходимым учитывать интересы и потребности каждой семьи и проявлять уважение к мнению родителей.

Взаимодействие с семьей по вопросам развития детей строится на основе принципа конфиденциальности

Вся информация, используемая программой для качественной работы

 с детьми, должна быть объективной, основанной на фактах и практически

 необходимой для работы воспитателей.

Её источники – профессиональные наблюдения педагогов и специалистов, а также, безусловно, знания и опыт родителей.

Соблюдение педагогами конфиденциальности – обязательное правило при работе с детьми в программе. Конфиденциальность можно определить как неразглашение доверительной информации, полученной от семьи, передача ее лишь профессионалам для использования на благо семьи. Все, кто занят в программе предупреждены, что любая информация, любые беседы и записи не подлежат оглашению.

Педагоги несут ответственность по защите семейной информации, полученной в устной или письменной форме. Для использования этой информации требуется письменное согласие семьи.

 

Основные правила по обеспечению конфиденциальности

Семьи имеют право на неразглашение информации личного характера, которая становится известной персоналу детского сада в ходе реализации программы. В связи с этим следует придерживаться следующих правил:

1. Родители должны быть главным источником информации о самих себе и о ребенке, причем педагоги ограничиваются сбором только той информации, которая необходима для программы воспитания данного ребенка.

2. Родителям запрещается знакомиться с материалами, касающимися других детей.

3. Данные о детях и семьях открыты только для персонала детского сада и, в случае необходимости, для консультантов (в той мере, в какой этого требуют обстоятельства).

4. Следует предупредить членов семей о том, какая информация будет сообщаться всему педагогическому коллективу и почему это будет делаться.

5. Педагоги не сообщают информацию лицам, не занятым в программе, без письменного разрешения семьи, за исключением случаев, когда речь идет о дурном обращении с детьми или отсутствии заботы о них.

6. Консультации с другими организациями и лицами возможны только с согласия семей и в указанных ими пределах.

7. Раз в году при участии родителей и педагогов уточняется, какая информация будет собираться и как и кому сообщаться.

8. Записывается и хранится только та информацию, которая существенна для реализации программы и не вызывает возражений родителей

СЛАБОВИДЯЩИМ


Win ++  - вызов экранной лупы.

(WIN - это кнопка с флажком на клавиатуре, обычно рядом с пробелом. Для вызова экранной лупы нужно нажать и удерживать "WIN" и дважды быстро нажать кнопку "+" на клавиатуре вашего компьютера. Дальнейшая навигация осуществляется при помощи "мыши".)

Вся Камчатка! IT41 IT-Studio ONLINE