VTEM Banners

Меню

Форма входа

Кто на сайте

Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Реалезуемые программы в ДОУ

                                 

 В нашем детском саду реализуются программы :

 

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДЕТСКИЙ САД № 31 "СОЛНЫШКО".

 

Форма обучения воспитанников - очная;

Нормативный срок обучения - 5 лет;

Язык, на котором осуществляется обучение - русский;

 Программа включает в себя  5 образовательных областей, согласно ФГОС. 

 

  

   Приложение к ОПП ДО МБДОУ № 31 «Солнышко»

 

Дополнительный раздел  Программы

Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей.

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ  «Детский сад № 31 «Солнышко» (далее по тексту – Программа) – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Цели и задачи реализации Программы

Возможность реализовать себя в современном обществе – это быть готовым принимать самостоятельные и ответственные решения в изменчивом и постоянно меняющемся мире, быть способным влиять на свою жизненную ситуацию. В связи с этим задача развития личности является центральной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, примерной образовательной программе «От рождения до школы» (под ред. Вераксы) и нашей дошкольной образовательной организации.

ЦЕЛЬ:

создание условий развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды.

 

Цель реализуется через решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физического и психического здоровья и эмоционального благополучия.

2. Развитие инициативы, как целеполагания и волевого усилия, следование социальным нормам и правилам, развитие самостоятельности и ответственности.

3. Развитие познавательной инициативы:  познавательных действий, интересов, любознательности и предпосылок к учебной деятельности.

4. Развитие коммуникативной инициативы: речи как средства общения и культуры, взаимопонимания, поддержания слаженного взаимодействия.

5. Развитие творческой инициативы: креативного потенциала каждого ребёнка, как субъекта взаимоотношений с социумом, становление эстетического отношения к окружающему миру.

         Согласно ФГОС дошкольного образования Образовательная программа     решает задачи развития ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями.

 

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации

         Программа ориентирована на детей раннего и дошкольного возраста, (1 от до 8 лет).

Содержание Программы обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает  определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

 

Задачи образовательной деятельности и возможные достижения детей по образовательным областям.

 

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№  

Задачи

Возможные достижения

1.      

Приобщение детей к социо-культурным нормам и ценностям, традициям семьи, общества и государства.

Ребёнок следует социо-культурным нормам  поведения и правилам в разных видах деятельности.

2.

Развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со    взрослыми и сверстниками, формирование готовности  к  совместной  деятельности.

Ребёнок активно  взаимодействует  со    сверстниками и

взрослыми,  участвует  в  совместных  играх.

Обладает установкой  положительного  отношения  к    миру, к другим  людям  и  самому  себе.

3.

Развитие личностных качеств ребёнка (самостоятельности,       целенаправленности и саморегуляции собственных действий).

Ребёнок способен к  волевым  усилиям, к принятию собственного решения.

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах  деятельности (игре,    общении и т.д.),

Способен самостоятельно  выбирать себе род занятий.

4.

Развитие у воспитанников социального и эмоционального интеллекта,  эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания.

Способен    договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и   радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в  том  числе   чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

5.

Формирование у дошкольников позитивных установок к различным  видам  труда  и  творчества.

Ребёнок обладает положительной установкой к различным видам труда и творчества.

6.

Формирование   у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Ребёнок соблюдает   правила безопасного поведения и личной гигиены.

7.

Приобщение детей к социо-культурным традициям своей  малой Родины.

Ребёнок активный участник социо-культурных мероприятий  Камчатского края.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

№ п/п

Задачи

Возможные достижения

1

Формирование познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

2

Формирование познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Ребёнок склонен наблюдать и экспериментировать, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

3

Формирование первичных представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт.

4

Развитие воображения и творческой активности.

Обладает развитым воображением и творческим мышлением, которое реализует в различных видах деятельности.

5

Развитие интеллектуальных качеств, самостоятельности, инициативности и предпосылок к учебной деятельности.

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности, обладает интеллектом и предпосылками к учебной деятельности.

6

Формирование первоначальных представлений о малой Родине, о социо-культурных ценностях, особенностях природы Камчатского края.

Ребёнок имеет первоначальные представления о малой Родине, бережно относится к окружающей природе, проявляет положительное отношение к социо-культурным ценностям родного края.

 

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи

Возможные достижения

1

Овладение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

 

Ребенок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, способен к построению речевого высказывания в ситуации общения.

2

Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Ребенок знаком с произведениями детской литературы, понимает на слух тексты различных жанров.

3

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Имеет предпосылки грамотности, владеет звуко-буквенным анализом.

 

4

Развитие речевого творчества.

Ребенок способен к речевому творчеству, может подбирать рифмы, сочинять сказки и рассказы.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

№ п/п

Задачи

Возможные достижения

1

Формирование общей культуры личности детей

Овладевает основными культурными способами деятельности 

 

Развитие эстетических качеств и становление эстетического отношения к окружающему  миру

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру

3

Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка

Ребенок обладает развитым воображением, творческим потенциалом

4

Развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка в художественно-эстетических видах деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Проявляет  инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

5

Формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Ребенок  знаком с произведениями  искусства, способен к их восприятию и пониманию,  имеет  о собственное  отношение  к ним, 

Ребенок знаком  с произведениями детской литературы

6

Развитие предпосылок  ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)

Ребенок способен сопереживать персонажам художественных произведений 

Ребенок  знаком с произведениями  искусства, способен к их восприятию и пониманию,  имеет  о собственное  отношение  к ним 

7

Формирование  первоначальных  представлений о видах искусств Камчатского

Ребенок  знаком с видами искусств  Камчатского края

 

Образовательная область «Физическое развитие»

№  

Задачи

Возможные достижения

1

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными  нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Ребёнок овладевает элементарными нормами и правилами ЗОЖ, может соблюдать правила безопасного поведения

2

Развитие основных видов движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты и др.)  и укрепление опорно-двигательной системы организма, крупной и мелкой моторик

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; владеет основными движениями, контролирует их и управляет ими, правильно сформированный опорно-двигательный аппарат

3

Развитие физических качеств, таких как координация и гибкость; равновесия, координации движений, выносливости

Ребёнок способен к волевым усилиям; подвижен, вынослив

4

Формирование интересов и начальных представлений о некоторых видах спорта

Ребёнок овладел начальными представлениями о некоторыми видами спорта

5

Овладение подвижными играми с правилами

Участвует в совместных играх, способен договариваться , учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам

6

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Ребёнок физически развит и эмоционально благополучен

 

 

 

Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и  реализуется  в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности):

 

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

 

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 

 

 

Используемые  Примерные программы.

 

Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной основной образовательной программы и учебно-методического пособия  «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы), ориентированной на ребенка. Примерная образовательная программа   предлагает общие принципы и подходы     для конкретных действий педагога в группе. Программа определяет общие цели, конкретные задачи,  дает общую характеристику способов достижения целей развития ребенка дошкольного возраста, а также результатов такого развития, на которые сориентирована программа.  Программа позволяет педагогу чутко относиться к детям и реагировать на их когнитивные и эмоциональные потребности, уделяя особое внимание интересам детей, их мотивации и точке зрения.

Ребенок, воспитываясь в нашем детском саду, развивается, «открывая свое «Я» в сопровождении педагогов и родителей (законных представителей)

 

Планируемые результаты освоения Программы

В Программе представлены   требования  к результатам в соответствии со  Стандартом и с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы»

ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен быть способен:

·проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;

·осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

·ставить и решать проблемы;

·критически мыслить;

·принимать перемены и порождать их;

·обладать творческими способностями;

·заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;

 

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

·     ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

·     использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

·     владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

·     стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

·     проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

·     проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

·     у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте

·     ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

·     ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

·     ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

·     ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

·     у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

·     ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

·     ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

·     обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

·     ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива

 с семьями детей

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников строятся на доверительной основе на условиях  включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду и дома.

  Родители  вовлекаются в конкретные дела, занятия, проекты, развивающиеся в группах, которые посещают их дети.

 Вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям:

• эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам;

• физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться;

• непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т.к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки;

• наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь;

• в процессе вовлеченности в дело группы родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи и проекты, как учатся самооценке;

• родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления, для анализа ситуации и возможностей, они смогут наблюдать, как преуспевают в социальном развитии дети – находят друзей, учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга.

 

Что же полезного извлекают сами дети от присутствия членов семьи в группах?

• Они общаются с семьями других детей, которые представляют разнообразные культуры, что даёт возможность более глубокого понимания других культур;

• каждый ребенок получает возможность получить больше внимания от взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе;

• как правило, улучшается отношение и доверие к детскому саду со стороны детей, укрепляется чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей;

• расширяется круг взрослых, которые выступают для детей в качестве источника знаний и опыта;

• дети получают дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха.

 

Приоритетные вопросы воспитания, развития и обучения детей на разных возрастных этапах.

Приоритетные вопросы семейного воспитания детей 1—3 лет:

 Слагаемые здорового образа жизни ребенка в семье.

Безопасность жизни ребенка в семье без физических и психологических травм.

О воспитании опрятности без насилия.

Как поддержать ребенка в проявлении любопытства и самостоятельности в исследовании окружающего мира.

 Воспитание без чрезмерного контроля и ожидания большего, чем ребенок в состоянии сделать.

В обеспечении моторики «ключ» к развитию ребенка.

Как поддерживать способность ребенка удовлетворять свои потребности.

Игра и музыка — источники эмоционального контакта с ребенком.

Игры в песочнице.

Как понимать «язык» телесных проявлений ребенка.

Когда запугивание приводит к психической травме ребенка.

Про баланс в воспитании «Хочу» и «Надо».

О чем сообщает детское выражение «Я сам».

Поддержка малыша в способности быть автономным в своих действиях, чувствах и желаниях.

Роль практической деятельности в развитии детей и др.

Приоритетные вопросы семейного воспитания

детей дошкольного возраста (3-5 лет):

В чем проявляется индивидуальность ребенка.

О праве ребенка быть самим собой.

Как обогащать двигательный и речевой опыт ребенка в семье.

Почему в поведении ребенка появляются нерешительность и беспомощность.

Легко ли ребенку быть «хозяином» своих чувств.

Как выдерживать накал эмоций своего ребенка.

Почему приходят капризы и упрямство.

Педагогика родительского запрета.

Что делать, если ребенок жалуется на сверстников.

Как поддержать в ребенке чувство собственного достоинства.

Домашние игры, развивающие речь.

О пользе домашнего чтения.

Семейный этикет и самообслуживание.

Игры для развития любознательности, воображения и творчества.

Игры и игрушки для домашних праздников и будней.

Целительная сила смеха и юмора в семейном воспитании.

Природа в доме.

В чем смысл гендерного воспитания ребенка в семье.

Родительские заботы двуязычной семьи.

Приоритетные вопросы семейного воспитания

детей дошкольного возраста (5-8 лет):

Как воспитывать у ребенка навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Как помогать ребенку выражать “запретные” чувства.

Как поддерживать инициативу ребенка, в том числе, в установлении дружеских отношений со сверстниками своего и противоположного пола.

Если ребенок не умеет проигрывать.

Когда в семье растет маленький «спорщик».

Экологические игры с ребенком дома.

Дошкольник и семейный туризм: «за» и «против».

Прародители как трансляторы знаний об истории своего семейного рода,

Отечества и ценности мира и спокойствия.

Как эмоционально поддержать ребенка в роли будущего первоклассника.

Профилактика школьных страхов у ребенка.

 Стрессоустойчивость семьи — условие полноценной социализации детей в преддверии школьного обучения.

Домашняя подготовка к школе — игры «на ходу».

О пользе самодеятельных игр в социальном взрослении ребенка.

Что коллекционирует современная семья.

О воспитании у ребенка выборочного отношения к телепередачам.

Семейные маршруты в музей, театр, библиотеку и др.

 

 Характер  сотрудничества педагогов с семьями и включению родителей в процесс принятия решений, в том числе в области образовательного процесса.

 

Педагоги нашего детского сада  считают необходимым учитывать интересы и потребности каждой семьи и проявлять уважение к мнению родителей.

Взаимодействие с семьей по вопросам развития детей строится на основе принципа конфиденциальности

Вся информация, используемая программой для качественной работы

 с детьми, должна быть объективной, основанной на фактах и практически

 необходимой для работы воспитателей.

Её источники – профессиональные наблюдения педагогов и специалистов, а также, безусловно, знания и опыт родителей.

Соблюдение педагогами конфиденциальности – обязательное правило при работе с детьми в программе. Конфиденциальность можно определить как неразглашение доверительной информации, полученной от семьи, передача ее лишь профессионалам для использования на благо семьи. Все, кто занят в программе предупреждены, что любая информация, любые беседы и записи не подлежат оглашению.

Педагоги несут ответственность по защите семейной информации, полученной в устной или письменной форме. Для использования этой информации требуется письменное согласие семьи.

 

Основные правила по обеспечению конфиденциальности

Семьи имеют право на неразглашение информации личного характера, которая становится известной персоналу детского сада в ходе реализации программы. В связи с этим следует придерживаться следующих правил:

1. Родители должны быть главным источником информации о самих себе и о ребенке, причем педагоги ограничиваются сбором только той информации, которая необходима для программы воспитания данного ребенка.

2. Родителям запрещается знакомиться с материалами, касающимися других детей.

3. Данные о детях и семьях открыты только для персонала детского сада и, в случае необходимости, для консультантов (в той мере, в какой этого требуют обстоятельства).

4. Следует предупредить членов семей о том, какая информация будет сообщаться всему педагогическому коллективу и почему это будет делаться.

5. Педагоги не сообщают информацию лицам, не занятым в программе, без письменного разрешения семьи, за исключением случаев, когда речь идет о дурном обращении с детьми или отсутствии заботы о них.

6. Консультации с другими организациями и лицами возможны только с согласия семей и в указанных ими пределах.

7. Раз в году при участии родителей и педагогов уточняется, какая информация будет собираться и как и кому сообщаться.

8. Записывается и хранится только та информацию, которая существенна для реализации программы и не вызывает возражений родителей.

 

2.  

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

 

 

Форма обучения воспитанников - очная;

Нормативный срок обучения - 5 лет;

Язык, на котором осуществляется обучение - русский;

 Программа включает в себя  5 образовательных областей, согласно ФГОС. 

 

Адаптированная общая образовательная программа для детей с ТНР МБДОУ разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, а также профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер.

Основу данной программы составили:

- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией НЕ. Вераксы, Т.С. Комаровой, А.М. Васильевой   и парциальных программ: программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой, И. НовоскольцевоЙ. «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, ТВ. Тумановой, Г.В. Чиркиной.

Программа охватывает образовательные области, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Программа состоит из обязательной части, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, ТС. Комарова, М.А. Васильева) и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений, на основе парциальных программ. Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях с учётом используемых парциальных программ.

Вариативная часть отражает развитие детей в познавательном и художественно-эстетическом направлении. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач.

Программа обеспечивает образовательную деятельность в группах общеразвивающей направленности в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа обеспечивает всестороннее развитие детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому.

 Цели и задачи реализации Программы

Целью Программы является осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

-        коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;

-        охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

-        обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

-        создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;   объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

-        формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР, обеспечение

преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования.

 

 

Принципы и подходы к формированию Программы

-        Онтогенетический принцип (общность развития нормально развивающихся детей с ТНР, учитывая закономерности развития детской речи в норме);

Принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих групп по всем направлениям работы;

Принцип педагогического оптимизма, т.е. создание условий для максимального развития детей в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры «зоны ближайшего развития» в каждом конкретном случае;

-        Принцип дифференциального и индивидуального подхода;

-        Принцип комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей;

-        Принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка;

-        Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приёмов и условия образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям детей;

-        Принцип развивающего обучения;

-        Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

-        Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические - технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

Деятельностный подход, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка с ТНР.

 

 Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей

АООП ДО разработана для воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов речи.

Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

 

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;

 

на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;

 

на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

 

на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.

 

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 

Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений). действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

— соблюдает в игре элементарные правила;

— осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

— проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

— замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

-выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

— показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

— выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

— усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

— считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета);

— знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

— эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее процессу и результатам;

   -владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; — планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;

— с помощью взрослого и самостоятельно выполняет ритмические движения с музыкальным сопровождением; — осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

— обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

— действует в соответствии с инструкцией;   выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

— стремится принимать активное участие в подвижных играх;

— выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого; с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

 

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с ТНР

 

К концу данного возрастного этапа ребенок:

— проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;

— понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; — использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

— различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);

— использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;

— пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке;

— составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

— владеет простыми формами фонематического анализа;

— использует различные виды интонационных конструкций;

— выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль;

— использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;

— передает в сюжетно-ролевых и театрализованных и их различные виды социальных отношений;

— стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

— проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;

— занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (не менее 15 мин.);

— устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

— осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

— имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;

— использует схему для ориентировки в пространстве;

— владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

— может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

— в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество; сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);

— изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции;

— положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;

— знает основные цвета и их оттенки;

— сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ; внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

— выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

— выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;

— описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и

 

         — самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

 

 

 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К концу данного возрастного этапа ребенок:

— обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

— усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

— употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

— умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

— правильно употребляет основные грамматические формы слова; — составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением

цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

— владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

— осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

— правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

— владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

— выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

— участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

— передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

— регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;   отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.; использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

-устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

— определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;

— владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1—9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

— определяет времена года, части суток;

— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;   составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

— составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта; — владеет предпосылками овладения грамотой стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

— имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

— проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; — сопереживает персонажам художественных произведений;

— выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

— осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений; — знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

— владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

 

 

3. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С  ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (далее АООП для детей с ЗПР).

 

 

Форма обучения воспитанников - очная;

 

Нормативный срок обучения - 5 лет;

 

Язык, на котором осуществляется обучение - русский;

 

 Программа включает в себя  5 образовательных областей, согласно ФГОС. 

 

 

 

Настоящая адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования разработана для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе.

Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР является неотъемлемой частью Адаптированной образовательной программы ДО. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие занятия. Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности.

Данная АООП разработана в соответствии с требованиями ФГОС и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и реализации АООП клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и подходы к формированию АООП и механизмы ее адаптации; представлены структурные компоненты программы, алгоритм формирования содержания образовательной деятельности, в том числе по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР; раскрываются целевые ориентиры АООП и планируемые результаты ее освоения.

Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности и возможные варианты освоения Программы по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; а также содержания образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР.

Организационный раздел раскрывает особенности развивающей предметнопространственной среды; кадровые условия реализации Программы; ее материальнотехническое и методическое обеспечение; планирование образовательной деятельности; организацию жизни и деятельности детей, режим дня, а также содержит перечень нормативно-организационных документов и методических материалов, специальных литературных источников.

 

4. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ (далее АООП для детей с амблиопией и косоглазием).

 

Форма обучения воспитанников - очная;

Нормативный срок обучения - 5 лет;

Язык, на котором осуществляется обучение - русский;

 Программа включает в себя  5 образовательных областей, согласно ФГОС. 

 

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа, АООП) с ФРЗ (функциональными расстройствами зрения), в том числе для детей с амблиопией и косоглазием, разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт). Данная Программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей детей с ФРЗ.

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

АООП является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с ФРЗ раннего и дошкольного возраста.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

 

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел АООП для дошкольников c нарушением зрения включает пояснительную записку, в которой обозначаются ее цели и задачи, описываются особенности развития и особые образовательные потребности детей с ФРЗ, определяются приоритетные направления деятельности Организации, принципы и подходы к формированию Программы, механизмы адаптации ООП, планируемые результаты ее освоения (в виде целевых ориентиров) воспитанниками со зрительной депривацией.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, определяемым ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие с выделением в каждой из них актуальных для ее освоения воспитанниками с нарушением зрения видов детской деятельности; образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей со зрительной депривацией; раскрытие аспектов образовательной среды: характер взаимодействия взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Программа определяет примерное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области с учетом возрастных и типологических особенностей детей с ФРЗ, их особых образовательных потребностей с описанием коррекционно-компенсаторных задач по направлениям педагогической деятельности. Освоение адаптированного к особым образовательным потребностям детей с нарушением зрения содержания пяти образовательных областей обеспечивает развитие у воспитанников с ФРЗ предпосылок освоения на следующей ступени образования ООП НОО.

С учетом особых образовательных потребностей воспитанников с нарушением зрения содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей ребенку с нарушением зрения профилактику и при необходимости коррекцию трудностей развития, обусловленных негативным влиянием зрительной депривации, успешное освоение образовательных областей, определенную готовность к обучению в школе.

Программа обеспечивает реализацию целевых ориентиров дошкольного образования детей с ФРЗ раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных групп общеразвивающей направленности.

Программа учитывает особенности здоровья детей этой группы.

Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей с нарушением зрения, а также через организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Под совместной деятельностью педагогов и детей с ФРЗ понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Особое внимание в Программе обращается на владение педагогами средствами общения в системе координат «зрячий– с нарушением зрения», на умения зрячего взрослого социума организовывать все виды детской деятельности ребенка с ФРЗ, поддерживать его инициативность и самостоятельность в разных сферах жизнедеятельности.

Под самостоятельной деятельностью детей с ФРЗ понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданного образовательного коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Особое внимание в Программе уделяется созданию взрослыми условий общения и практического взаимодействия сверстников в системе координат «с нарушением зрения – с нарушением зрения», «без – с нарушением зрения».

В Организационном разделе Программы представлено, в каких условиях она реализуется и осуществляется: материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности социокультурной среды, организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей с нарушениями зрения раннего и дошкольного возраста, дано определение нормативных затрат на оказание государственной услуги по дошкольному образованию.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации, направлена, в первую очередь, на оценку созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

 

5.  Программа воспитания 2021г.

 

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»

. Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления.

-Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

-Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

-Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

-Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

-Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

- Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений. реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

     Программа воспитания учитывает: «Примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 01 июля 2021 г. № 2 /21).

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.

Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач воспитания.

К Программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы.

 

 

Нормативно – правовое и информационное обеспечение Программы воспитания

 

1.Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3.Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;

5.Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

6.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

7.Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20 http://form.instrao.ru;

8.Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru

 

 

 

 Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания в МБДОУ «Детский сад № 31 «Солнышко».

 

Цель программы воспитания:

Общая цель воспитания в МБДОУ «Детский сад № 31 «Солнышко» является личностное развитие воспитанников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе

1.1. Планируемые результаты освоения программы воспитания в МБДОУ «Детский сад № 31 «Солнышко»

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания отражены в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. В МБДОУ «Детский сад № 31 «Солнышко» не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

 

 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3лет)

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

 

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе

Трудовое

Культура и красота

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.

 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

 

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

 

 

 

СЛАБОВИДЯЩИМ


Win ++  - вызов экранной лупы.

(WIN - это кнопка с флажком на клавиатуре, обычно рядом с пробелом. Для вызова экранной лупы нужно нажать и удерживать "WIN" и дважды быстро нажать кнопку "+" на клавиатуре вашего компьютера. Дальнейшая навигация осуществляется при помощи "мыши".)